download (1)

1

Рассмотрена и одобрена на заседании Методического Совета
ГБПОУ РД «Профессионально - педагогический колледж
имени З.Н. Батырмурзаева»
Протокол №1 от 29.08.2017 г.

Основная образовательная программа среднего профессионального
образования - программа подготовки специалистов среднего звена по
специальности 34.02.01 Сестринское дело разработана на основе:

-

Федерального

специальности

государственного

34.02.01

Сестринское

образовательного
дело,

стандарта

утвержденного

по

приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2014 №
502 (с изменениями от 24 июля 2015г. №754);

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки

Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказов

Минобрнауки

России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 №

1578, от

29.06.2017 № 613)

Организация – разработчик: ГБПОУ РД «Профессионально педагогический колледж имени З.Н. Батырмурзаева».

Разработчики:
С.К.Айдиева, заместитель директора по учебной работе ГБПОУ РД
«Профессионально - педагогический колледж имени З.Н. Батырмурзаева».

2

М.И.Адиева, заведующая научно-методическим отделом ГБПОУ РД
«Профессионально - педагогический колледж имени З.Н. Батырмурзаева».
А.М.Ильясова, председатель ПЦК педагогики и психологии ГБПОУ РД
«Профессионально - педагогический колледж имени З.Н. Батырмурзаева».
Д.Б.Темуркаева, председателель ПЦК естественных и математических
дисциплин ГБПОУ РД «Профессионально - педагогический колледж имени
З.Н. Батырмурзаева».
Н.Д.Гафизова, председатель ПЦК русского языка, литературы и
иностранных языков ГБПОУ РД «Профессионально - педагогический
колледж имени З.Н. Батырмурзаева».
М.А.Гамзатханова, председатель ПЦК родных языков и общественных
дисциплин ГБПОУ РД «Профессионально - педагогический колледж имени
З.Н. Батырмурзаева».
А.У.Джабраилова,

преподаватель

междисциплинарных

курсов

профессионального учебного цикла по специальности 34.02.01 Сестринское
дело в ГБПОУ РД «Профессионально - педагогический колледж имени З.Н.
Батырмурзаева».
А.А.Батырбиева, преподаватель

общепрофессиональных дисциплин

профессионального учебного цикла по специальности 34.02.01 Сестринское
дело в ГБПОУ РД «Профессионально - педагогический колледж имени З.Н.
Батырмурзаева».

3

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика основной образовательной программы……………………...5
1.1. Цель и задачи программы подготовки специалистов среднего звена…………………7
1.2. Срок освоения и трудоемкость ППССЗ………………………………………………....9
1.3. Требования к абитуриенту……………………………………………………………….9
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника……………………..10
3. Требования к результатам освоения ППССЗ………………………………………. …11
4.Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса
при реализации ППССЗ ……………………………………………………………………..14
4.1. Учебный план…………………………………………………………………………..14
4.2 Календарный учебный график…………………………………………………………20
5. Система оценки качества освоения ППССЗ …………………………………………..21
5.1. Контроль и оценка достижений обучающихся (освоение основных видов профессиональной
деятельности)…………………………………………………………………………………..21
5.2. Организация государственной итоговой аттестации…………………………………23
6. Условия реализации ППССЗ……………………………………………………………. 31
6.1. Кадровое обеспечение ППССЗ…………………………………………………………31
6.2. Учебно – методическое и информационное обеспечение……………………………31
6.3. Материально – техническое обеспечение ППССЗ……………………………………32
6.4. Характеристика социокультурной среды, обеспечивающей
развитие общих компетенций………………………………………………………………. .34
7. Адаптация основной образовательной программы при обучении лиц с ограниченными
возможностями здоровья……………………………………………………………………36

8. Лист актуализации (изменений, дополнений)…………………………………43
Приложения:
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочие программы учебных дисциплин
Рабочие программы профессиональных модулей
Рабочие программы по практике
Рабочая программа государственной итоговой аттестации
Рабочая программа воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы

4

1. Общая характеристика основной образовательной программы
Настоящая основная образовательная программа среднего
профессионального образования - программа подготовки специалистов
среднего звена по специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовой
подготовки, очной формы обучения, на базе среднего общего образования)
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности
34.02.01 Сестринское дело (далее – ФГОС СПО), утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014
года №502(с изменениями от 24 июля 2015г. №754) в целях реализации в
ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени
З.Н.Батырмурзаева» (далее - Колледж).
Основная образовательная программа (далее – ООП) представляет
собой систему документов, разработанную и утвержденную Колледжем, с
учетом требований работодателей, регламентирующая цель, ожидаемые
результаты,

содержание,

условия

и

технологии

организации

образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по
данной специальности.
Нормативную основу разработки ООП по специальности 34.02.01
Сестринское дело составляют документы в действующей редакции:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N273-ФЭ "Об образовании в
Российской Федерации";
-

Федеральный

государственный

образовательный стандарт (ФГОС)

среднего профессионального образования (СПО) по специальности 34.02.01
Сестринское дело, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 12 мая 2014г. № 502 (с изменениями от 24
июля 2015 г. № 754);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
5

Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказов
Минобрнауки

России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 №

1578, от

29.06.2017 № 613);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования
(утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня
2013 г. №464) с изменениями и дополнениями от: 22 января 2014г. №31, 15
декабря 2014г. №1580, 28 августа 2020г. №441;
- Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от
18.04.2013 г. №291;

-

Порядок

проведения

государственной

итоговой

аттестации

по

образовательным программам среднего профессионального образования
(утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 16
августа 2013 г. № 968) с изменениями и дополнениями от: 31 января 2014 г.
№ 74, 17 ноября 2017 г. № 1138;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004
г. № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении
изменений в федеральный компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089»;

- приказ министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015г. №1309 «О
6

порядке обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи»;
- методические рекомендации по разработке и оформлению рабочих
программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, разработанные
Методическим Советом ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический
колледж имени З.Н.Батырмурзаева»;

- Устав, локальные акты и положения ГБПОУ РД «Профессиональнопедагогический колледж имени З.Н.Батырмурзаева».

1.1. Цель и задачи программы подготовки специалистов среднего звена

Цель программы подготовки специалистов среднего звена (далее –
ППССЗ) - комплексное освоение обучающимися всех видов
профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и
профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО
и обеспечение подготовки квалифицированных специалистов,
соответствующих требованиям инновационного социально
ориентированного развития медицинских организаций.

Задачи:

- обеспечение современных требований к условиям организации
образовательного процесса. Развивать умения определять свои
информационные потребности в области учебно-профессиональной
7

деятельности и в сфере профессионального труда в целом;

- приведение содержания основных профессиональных программ, рабочих
программ учебных дисциплин и профессиональных модулей в соответствие с
требованиями и потребностями рынка труда;

- повышение конкурентоспособности Колледжа среди потенциальных
абитуриентов и потребителей образовательных услуг, формирование его
позитивного имиджа;

- создание системы управления качеством и оценки востребованности
образовательных услуг с участием их потребителей;

- внедрение новых организационных, правовых и финансово экономических механизмов, стимулирующих повышение качества
подготовки специалистов и оказания услуг, востребованных медицинскими
организациями, повышение эффективности инвестиционной
привлекательности Колледжа;

- развитие кадрового потенциала Колледжа;

- реализация эффективных моделей охраны и укрепления здоровья студентов
Колледжа, развития физической культуры и спорта

- формирование потребности у обучающихся к постоянному развитию и
8

инновационной деятельности в профессиональной сфере, в том числе и к
продолжению образования;

- формирование готовности обучающихся принимать решения и
профессионально

действовать в нестандартных ситуациях

1.2. Срок освоения и трудоемкость ППССЗ
Нормативный срок освоения ППССЗ по специальности 34.02.01
Сестринское дело базовой подготовки в очной форме обучения на базе
основного общего образования (9-ти классов) – 3 года 10 месяцев.
Присваиваемая квалификация – Медицинская сестра/Медицинский брат
Трудоемкость ППССЗ:
- обучение по учебным циклам - 126 недель (аудиторная нагрузка – 4536
часов; самостоятельная работа – 2268 часов)
- учебная и производственная (по профилю специальности) практики – 23
недели;
- производственная практика (преддипломная) – 4 недели;
- промежуточная аттестация – 7 недель;
- государственная итоговая аттестация – 6 недель;
- каникулярное время – 33 недели
1.3. Требования к абитуриенту
Абитуриент должен представить в приемную комиссию
основном

общем

образовании.

Процедура

зачисления

аттестат об
абитуриентов

осуществляется на конкурсной основе в соответствии с правилами приёма в
ГБПОУ

РД

«Профессионально-педагогический

З.Н.Батырмурзаева».
9

колледж

имени

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
Область профессиональной деятельности выпускников: оказание
населению квалифицированной сестринской помощи для сохранения и
поддержания здоровья в разные возрастные периоды жизни.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- пациент и его окружение;
- здоровое население;
- средства оказания лечебно-диагностической, профилактической и
реабилитационной помощи;
- первичные трудовые коллективы.
Медицинская сестра/Медицинский брат готовится к следующим видам
профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
- проведение профилактических мероприятий;
- участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах;
- оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и
экстремальных состояниях;
- выполнение работ по должности служащего «Младшая медицинская сестра
по уходу за больными»

10

3. Требования к результатам освоения ППССЗ по специальности
Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать общими
компетенциями, включающими в себя способность:
OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать

на

себя

ответственность

за

работу

членов

команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно
личностного

определять

развития,

задачи

заниматься

профессионального

самообразованием,

и

осознанно

планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям народа,

уважать социальные, культурные и религиозные

различия.
OK11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по
отношению к природе, обществу и человеку.
11

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны
труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной
безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой,
спортом

для

укрепления

здоровья,

достижения

жизненных

и

профессиональных целей.
Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать
профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам
профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
1. Проведение профилактических мероприятий.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний.
2. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять
ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства
взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3.Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их
использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и
изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического
процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
12

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
3. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и
экстремальных состояниях.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и
травмах.
ПК 3.2.Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных
ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и
добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
4. Выполнение работ по должности служащего «Младшая медицинская
сестра по уходу за больными»
ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе
профессиональной деятельности.
ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных
групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам
ухода и самоухода.
ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и
персонала.
ПК 4.9.Участвовать в санитарно-просветительской работе среди
населения.
ПК 4.10. Владеть основами гигиенического питания.
ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную
гигиену на рабочем месте.
ПК 4.12. Осуществлять сестринский процесс.
13

4. ДОКУМЕНТЫ,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИ

И

РЕАЛИЗАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЮ

ППССЗ

ПО

СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

4.1. Учебный план
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ УЧЕБНЫЙ
ПЛАН (ВКЛЮЧАЯ ПОЯСНИТЕЛЬНУЮ ЗАПИСКУ И СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО БЮДЖЕТУ
ВРЕМЕНИ В НЕДЕЛЯХ), КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК, РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН,

(МОДУЛЕЙ),

ПРАКТИК, РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

ГИА,

РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ВОСПИТАНИЯ И КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ.

УЧЕБНЫЙ

ПЛАН

СПО

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

34.02.01 «СЕСТРИНСКОЕ

ДЕЛО»

РАЗРАБОТАН НА ОСНОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА.

УЧЕБНЫЙ
ПОРЯДОК

ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

ППССЗ

И

СПО

ОПРЕДЕЛЯЕТ

РЕГЛАМЕНТИРУЕТ

КАЧЕСТВЕННЫЕ

И

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

- ОБЪЁМНЫЕ ПАРАМЕТРЫ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В ЦЕЛОМ, ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ И ПО
СЕМЕСТРАМ;

- ПЕРЕЧЕНЬ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ И ОБЪЁМЫ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО
ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ;

- СРОКИ ПРОХОЖДЕНИЯ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИК;
-

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ И СЕМЕСТРАМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ

АТТЕСТАЦИИ

ПО

ДИСЦИПЛИНАМ,

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ

МОДУЛЯМ;

-

ФОРМУ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИТОГОВОЙ

АТТЕСТАЦИИ,

ОТВЕДЕННЫЕ НА ЕЕ ПОДГОТОВКУ И ПРОВЕДЕНИЕ;

- ОБЪЁМ КАНИКУЛ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПЛАНА:
- ТИТУЛЬНАЯ ЧАСТЬ;
- ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА;
- СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО БЮДЖЕТУ ВРЕМЕНИ (В НЕДЕЛЯХ);
14

ОБЪЁМЫ

ВРЕМЕНИ,

- ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ, ЛАБОРАТОРИЙ;
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
ППССЗ

ПО

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«СЕСТРИНСКОЕ

34.02.01

ДЕЛО»

ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ИЗУЧЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ УЧЕБНЫХ ЦИКЛОВ:

- ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ;
- ОБЩИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ И СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ;
- МАТЕМАТИЧЕСКИЙ И ОБЩИЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ;
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ;
И РАЗДЕЛОВ:

- УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА;
- ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПРАКТИКА;
- ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ПРЕДДИПЛОМНАЯ) ПРАКТИКА;
- ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ;
-

ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

(ПОДГОТОВКА

И ЗАЩИТА

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ).

ОБЩИЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ

И

ОБЩИЙ

И

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ,

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ

ЦИКЛЫ

СОСТОЯТ

ИЗ

ДИСЦИПЛИН.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

ЦИКЛ

СОСТОИТ

ИЗ

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ
ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В

СОСТАВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ВХОДИТ ДВА ИЛИ НЕСКОЛЬКО

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ КУРСОВ.

Обязательная часть программы подготовки специалистов среднего звена
по циклам составляет 70% от общего объема времени, отведенного на их
освоение.
Вариативная часть 30% (936 часов) дает возможность расширения и
углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части,
получения дополнительных умений и знаний, необходимых для обеспечения
конкурентоспособности

выпускника
15

в

соответствии

с

запросами

регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического
цикла ППССЗ базовой подготовки предусматривает изучение следующих
обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный
язык», «Физическая культура».

Обязательная часть профессионального

цикла ППССЗ базовой подготовки предусматривает изучение дисциплины
«Безопасность

жизнедеятельности».

Объем

часов

на

дисциплину

«Безопасность жизнедеятельности» составляет 68 часов, из них на освоение
основ военной службы - 48 часов.
Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2
часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной
нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных
секциях). При проведении занятий по дисциплине Физическая культура
студенты из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющие
противопоказания
подтвержденные
имеющихся

к

определенным

документально,

ограничений.

видам

физической

осваивают

дисциплину

Преподаватели

физической

нагрузки,
с

учетом
культуры

осуществляют индивидуальный подход к дозированию физической нагрузки
для вышеуказанных студентов.
В процессе обучения для студентов предусмотрены консультации в
объеме 4 часов на одного обучающегося на каждый учебный год. Формы
проведения

консультаций

(групповые,

индивидуальные,

письменные,

устные) определяются преподавателем самостоятельно.
Обязательная учебная нагрузка обучающихся включает все виды
обязательной учебной нагрузки и внеаудиторной самостоятельной работы.
Для всех видов учебных занятий академический час установлен
продолжительностью 45 минут.
Максимальный объём учебной нагрузки составляет 54 часа в неделю,
включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы.
Обязательный объём аудиторной учебной нагрузки составляет 36
16

академических часов в неделю.
Учебный год начинается с 1 сентября.
Обучение проводится на русском языке.
Учебный процесс организован при шестидневной продолжительности
учебной недели.
Численность обучающихся в учебной группе составляет не более 25
человек.
Учебные

занятия

и

практика

могут

проводиться

с

группами

обучающихся меньшей численности, с разделением групп на подгруппы.
При проведении практических занятий по иностранному языку,
информационным технологиям в профессиональной деятельности, а также
для формирования профессиональных компетенций по основным видам
профессиональной деятельности при проведении практических занятий,
определенных учебным планом по профессиональным модулям и входящим
в них междисциплинарным курсам, учебная группа может делиться на
подгруппы.
Для проведения учебных занятий в виде лекций группы обучающихся
можно объединить.
Освоение образовательной программы СПО предусматривает проведение
практики обучающихся. Образовательная деятельность при освоении
образовательных программ СПО или отдельных компонентов этих программ
организуется в форме практической подготовки.
Практика представляет собой вид учебной деятельности, направленной
на

формирование,

закрепление,

развитие

практических

навыков

и

компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных
с будущей профессиональной деятельностью обучающихся.
Учебная практика реализуется в учебных кабинетах Колледжа, на базах
ЛПУ.
преддипломная

Производственная (по профилю специальности) и
практика реализуется на базах ЛПУ города и районов,

направление деятельности которых соответствует профилю подготовки
17

обучающихся.
Сотрудничество

Колледжа

с

медицинскими

организациями

осуществляется на основании двусторонних договоров о сотрудничестве,
практической подготовке, которое не только способствует повышению
качества подготовки

будущих

специалистов,

но

и

приближает

их

профессиональную подготовку к требованиям конкретных работодателей.
Все задействованные в учебном процессе базы оснащены современным
оборудованием и аппаратурой, используют передовые технологии и
современные методы лечения, что позволяет выполнять требования ФГОС
при подготовке специалистов.
В число баз практики колледжа входят:
Начало

Наименование лечебно-профилактических учреждений

ГБУ РД

Окончание

действия

действия

договора

договора

01.09.2020

01.09.2025

«Хасавюртовская центральная районная больница»
ГБУ РД

01.09.2018

01.09.2023

«Хасавюртовская центральная городская больница имени Р.П. Аскерханова
ГБУ РД

01.09.2020

01.09.2025

01.10.2020

01.10.2025

01.09.2020

01.09.2025

01.09.2020

01.09.2025

«Кизилюртовская центральная районная больница»
ГБУ РД
«Хамаматюртовская участковая больница»
ООО
«Лечебно-диагностический и оздоровительный центр»

ГБУ РД

18

«Новолакская центральная районная больница имени Н.М.Мирзоева»
ГБУ РД

01.09.2020

01.09.2025

01.09.2020

01.09.2025

01.09.2020

01.09.2025

01.09.2020

01.09.2025

01.09.2020

01.09.2025

01.09.2020

01.09.2025

«Казбековская центральная районная больница»
ГБУ РД
«Цунтинская центральная районная больница»
ГБУ РД
«Гудермесская центральная районная больница»
ООО
«Физические реабилитационные технологии»

ООО
«Альтер-Мед»
ООО
«Лечебно-диагностический центр Смак»

Производственная практика проводится в соответствии с графиком
учебного процесса, по которому составляется расписание производственной
практики.

Непосредственными руководителями производственной

практики назначаются старшие медицинские сестры, лабораторные техники
различных

подразделений

ЛПУ,

а

методическими

руководителями

назначаются преподаватели профессиональных модулей.
Перед проведением любого вида производственной практики проводится
инструктаж студентов по охране труда, на котором присутствуют
методические руководители.

Студенты получают полную информацию по
19

программе предстоящей практики.

Непосредственные руководители

производственной практики являются наставниками студентов, обучают их
на рабочем месте, контролируют и корректируют их работу с пациентами,
при этом методический руководитель осуществляет контроль и помощь
студентам и непосредственным руководителям практики.
По окончании практики проводится итоговая конференция, где
присутствуют все руководители практики, обсуждаются итог прошедшей
практики, выносятся решения по ее модернизации.
Аттестация по итогам практики проводится на основании результатов,
подтвержденных документами соответствующих организаций.
Подбор базы преддипломной практики для студентов 4-ых курсов
осуществляется с учетом потребности работодателей в кадрах и с целью
дальнейшего трудоустройства выпускников.
4.2. Календарный учебный график
На основании учебного плана разработан календарный график учебного
процесса для каждого курса обучения специальности.
В

календарном

последовательность

графике
реализации

учебного
ППССЗ

процесса

указывается

специальности

34.02.01

«Сестринское дело», включая теоретическое и практическое обучение,
промежуточную и итоговую аттестацию, каникулы.
Общая продолжительность каникул в учебном году составляет 10-11
недель, в том числе 2 недели в зимний период.
В разделе « Сводные данные по бюджету времени (в неделях)
суммированы количество недель обучения по дисциплинам и МДК, учебной
и производственной практик, промежуточной и итоговой аттестаций,
каникул по курсам и на весь срок обучения в соответствии с требованиями
ФГОС.

20

5. Система оценки качества освоения ППССЗ
5.1. Контроль и оценка достижений обучающихся (освоение основных
видов профессиональной деятельности)
Оценка качества освоения ППССЗ включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестации обучающихся.
Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем на
практических занятиях.
Текущий контроль проводится за счет времени, отведенного учебным
планом на изучение дисциплин, МДК.
Для

аттестации

обучающихся

на

соответствие

их

достижений

требованиям ППССЗ создаются фонды оценочных средств, позволяющие
оценить знания, умения и освоенные компетенции, включающие в себя:
- вопросы и задания для контрольных работ;
- задания для самостоятельных работ;
- вопросы для устных опросов;
- вопросы для зачетов и экзаменов;
- тесты;
- тематика курсовых работ, индивидуальных проектов, рефератов.
Фонды

оценочных

средств

для

промежуточной

аттестации

разрабатываются и утверждаются Колледжем самостоятельно.
Результаты текущего контроля успеваемости определяются следующими
оценками:

5(отлично),

4(хорошо),

3(удовлетворительно),

2(неудовлетворительно) в соответствии с критериями.
Для всех дисциплин и профессиональных модулей, в том числе
введенных за счет вариативной части ППССЗ, обязательна промежуточная
аттестация

по

результатам

их

освоения.

промежуточной аттестации являются:
- экзамен по учебной дисциплине или МДК;
21

Основными

формами

- комплексный экзамен по двум или нескольким МДК в рамках одного
профессионального модуля;
- экзамен квалификационный по профессиональному модулю;
- зачёт по учебной дисциплине;
- дифференцированный зачет по учебной дисциплине и МДК;
- дифференцированный зачет по учебной и производственной практике;
- комплексный дифференцированный зачет по двум или нескольким
учебным дисциплинам, МДК в рамках одного профессионального модуля.
На промежуточную аттестацию в форме экзаменов отводится 2 недели в
учебном году, в последний год обучения – 1 неделя.
Количество экзаменов в течение учебного года не превышает 8,
количество зачетов и дифференцированных зачётов – 10 (не включая зачет
по физической культуре).

Промежуточная аттестация может быть

организована как концентрированно (экзаменационная сессия), так и
рассредотеченно,

т.е.

непосредственно

после

окончания

освоения

соответствующих программ.
Промежуточная аттестация в форме зачета или дифференцированного
зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующей
учебной дисциплины или МДК.
В

ПЕРИОД ОСВОЕНИЯ

ППССЗ

ПРЕДУСМОТРЕНО ВЫПОЛНЕНИЕ СТУДЕНТАМИ

НЕ МЕНЕЕ ОДНОЙ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ЦИКЛУ ЗА СЧЕТ
ЧАСОВ, ОТВЕДЕННЫХ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ.
РАБОТЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ В

ПОЛОЖЕНИИ

ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ

О КУРСОВОЙ РАБОТЕ, РАЗРАБОТАННОМ В

КОЛЛЕДЖЕ. Курсовая работа выполняется как вид учебной работы по
дисциплинам профессионального цикла или МДК профессиональных
модулей с целью подготовки студентов к государственной итоговой
аттестации.

22

5.2. Организация государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) представляет
собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися программы
подготовки специалистов среднего звена.
ГИА

является

обязательной

процедурой

для

выпускников,

завершающих освоение программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 34.02.01 Сестринское дело среднего профессионального
образования.
Целью государственной итоговой аттестации является установление
степени

готовности

обучающегося

к

самостоятельной

деятельности,

сформированности профессиональных компетенций в соответствии с
Федеральным государственным образовательном стандартом СПО по
специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Главной задачей по реализации требований ФГОС является реализация
практической

направленности

подготовки

специалистов

со

средним

профессиональным образованием. Конечной целью обучения является
подготовка специалиста, обладающего не только и не столько совокупностью
теоретических знаний, но, в первую очередь, специалиста, готового решать
профессиональные задачи.
Государственная итоговая аттестация проводится на основе принципов
объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.
Формой ГИА выпускников по специальности 34.02.01 Сестринское
дело является защита выпускной квалификационной работы. Выпускная
квалификационная работа (далее – ВКР) позволяет наиболее полно
проверить освоенность выпускником профессиональных компетенций,
готовность выпускника к выполнению видов деятельности, предусмотренных
23

ФГОС СПО. ВКР способствует

систематизации и закреплению знаний

выпускника по профессии или специальности при решении конкретных
задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной
работе. В соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское
дело ВКР выполняется в виде дипломной работы.
Темы ВКР определяются образовательной организацией. Студентам
предоставляется право выбора ВКР, в том числе предложения своей
тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для
практического применения. При этом тематика ВКР должна соответствовать
содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в
образовательную программу СПО и

отвечать следующим требованиям:

овладение профессиональными компетенциями, комплексность, реальность,
актуальность, уровень современности используемых средств.
Требования к ВКР изложены в локальном нормативном акте
«Положение о выполнении и защите выпускной квалификационной работы в
ГБПОУ

РД

«Профессионально-педагогический

колледж

имени

З.Н.Батырмурзаева». Студенты должны быть ознакомлены с содержанием
программы ГИА,

положением о выполнении дипломной работы и

критериями оценки результатов защиты за шесть месяцев до начала ГИА.
В Программе государственной итоговой аттестации определены:
- материалы по содержанию ГИА;
- сроки проведения ГИА;
- условия подготовки и процедуры проведения ГИА;
- критерии оценки уровня качества подготовки выпускника.
В соответствии с ФГОС СПО и учебным планом по специальности 34.02.01
Сестринское дело на ГИА отводится 6 недель, в том числе:
- выполнение выпускной квалификационной работы - 4 недели;
24

- защита выпускной квалификационной работы - 2 недели
В период подготовки к государственной итоговой аттестации по
специальности для студентов проводятся индивидуальные консультации по
подготовке, оформлению и защите выпускных квалификационных работ.
Для подготовки дипломной работы студенту назначается руководитель.
Закрепление за студентами тем дипломных работ, назначение руководителей
осуществляется приказом директора Колледжа.
В целях определения соответствия результатов освоения студентами
образовательной программы требованиям ФГОС СПО, ГИА проводится
государственными экзаменационными комиссиями (далее – ГЭК), которые
создаются по каждой образовательной программе СПО, реализуемой
образовательной организацией и действуют в течение одного календарного
года.
Государственная
педагогических

экзаменационная

работников

комиссия

образовательной

формируется
организации,

из
лиц,

приглашенных из сторонних организаций, представителей работодателей или
их объединений, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности, к которой готовятся студенты.
Состав ГЭК утверждается приказом директора колледжа.
Государственную экзаменационную комиссию возглавляет председатель,
который

организует

экзаменационной

и

контролирует

комиссии,

деятельность

обеспечивает

государственной

единство

требований,

предъявляемых к выпускникам.
Председателем

государственной

экзаменационной

комиссии

утверждается лицо, не работающее в образовательной организации, из числа:
-

руководителей

или

заместителей

руководителей

организаций,

осуществляющих образовательную деятельность, соответствующую области
профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники;
25

- представителей работодателей
деятельности

которых

или

их

объединений,

соответствует

области

направление

профессиональной

деятельности, к которой готовятся выпускники.
Председатель ГЭК утверждается не позднее 20 декабря текущего года на
следующий календарный год (с 1 января по 31 декабря) Министерством
образования и науки РД. по представлению Колледжа.
Руководитель образовательной организации

является

заместителем

председателя ГЭК. В случае создания в образовательной организации
нескольких ГЭК назначается несколько

заместителей председателя ГЭК

из числа заместителей руководителя образовательной организации или
педагогических работников.
Заместитель директора по учебной работе после ознакомления с отзывом
руководителя и рецензией решает вопрос о допуске студента к защите, а
после директор Колледжа оформляет приказ.
К ГИА допускается студент, не имеющий академической задолженности
и

в

полном

объеме

выполнивший

учебный

план

по

основной

образовательной программе специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Процедура защиты устанавливается председателем ГЭК по согласованию
с членами комиссии. Процедура включает: доклад выпускника (10-15 минут),
вопросы членов комиссии и ответы обучающихся, чтение отзыва и рецензии.
После завершения доклада члены ГЭК задают выступающему вопросы,
как непосредственно связанные с рассматриваемыми вопросами работы, так
и имеющие отношение к обозначенному полю исследования. При ответах на
вопросы студент имеет право пользоваться своей работой.
Также может быть предусмотрено выступление руководителя ВКР, а
также рецензента, если он присутствует на заседании ГЭК.
По окончании защиты

государственная экзаменационная комиссия

обсуждает результаты на закрытом заседании. Решение ГЭК принимается
26

открытым голосованием, простым большинством голосов членов комиссии,
участвовавших на заседании, при обязательном присутствии председателя
комиссии или

его

заместителя. При равном числе голосов голос

председательствующего на заседании ГЭК является решающим.
Решение ГЭК оформляется протоколом установленного образовательной
организацией образца.
Результаты
оценками

государственной
«отлично»,

итоговой

аттестации

«хорошо»,

определяются

«удовлетворительно»,

«неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в
установленном порядке протоколов заседаний ГЭК.
Ведение протоколов осуществляется в прошнурованных книгах, листы
которых пронумерованы. Книги протоколов хранятся в архиве колледжа.
При определении оценки по защите ВКР учитываются: качество устного
доклада выпускника, свободное владение материалом ВКР, глубина и
точность ответов на вопросы, отзыв руководителя и рецензия.
Оценка «отлично» выставляется за выпускную квалификационную
работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно
изложенную теоретическую часть, глубокий анализ и критический разбор
практики,

логичное,

последовательное

изложение

материала

с

соответствующими выводами и обоснованными предложениями. При ее
защите выпускник показывает глубокое знание вопросов темы, свободно
оперирует данными исследованиями и знаниями нормативных документов,
вносит обоснованные предложения, свободно и аргументировано отвечает на
поставленные вопросы. Работа имеет положительные отзывы руководителя и
рецензента.
Оценка «хорошо» выставляется за выпускную квалификационную
работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно
изложенную теоретическую часть. В ней представлены: достаточно
27

подробный

анализ,

критический

разбор

практики,

последовательное

изложение материала с соответствующими выводами, однако с не вполне
обоснованными предложениями. При ее защите выпускник показывает
знание вопросов темы, оперирует данными исследованиями, вносит
предложения

по

теме

исследования,

во

время доклада

использует

раздаточный иллюстративный материал, без особых затруднений отвечает на
поставленные вопросы, демонстрирует знания нормативных документов.
Работа имеет положительные отзывы руководителя и рецензента.
Оценка

«удовлетворительно»

выставляется

за

выпускную

квалификационную работу, которая базируется на практическом материале,
но имеет поверхностный анализ и недостаточно критический разбор
практики,

в

материала,

ней

просматривается

представлены

рецензентов

имеются

непоследовательность

необоснованные

существенные

предложения.

замечания

по

изложения
В

отзывах

содержанию

и

оформлению работы, а также по методике анализа. При ее защите выпускник
проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы и
нормативных

документов,

не

всегда

дает

исчерпывающие

аргументированные ответы на заданные вопросы. В отзывах руководителя и
рецензента имеются замечания по содержанию работы и методике анализа.
Оценка

«неудовлетворительно»

выставляется

за

выпускную

квалификационную работу, которая не носит исследовательского характера,
не имеет анализа, не отвечает требованиям, изложенным в методических
рекомендациях и указаниях по выполнению ВКР. В работе нет выводов или
они носят декларативный характер. В отзывах научного руководителя и
рецензента имеются критические замечания. При защите ВКР выпускник
затрудняется отвечать на поставленные вопросы по ее теме, не знает теории
вопросов, при
подготовлен

ответе допускает существенные ошибки. К защите не
раздаточный

и

иллюстративный

материал.

В

отзывах

руководителя и рецензента имеются существенные критические замечания.
28

Лицам, не проходившим

государственной итоговой аттестации по

уважительной причине, предоставляется возможность пройти ГИА без
отчисления из образовательной организации.
Дополнительные

заседания

ГЭК

организуются

в

установленные

образовательной организацией сроки, но не позднее четырех месяцев после
подачи заявления лицом, не проходившим ГИА по уважительной причине.
Обучающиеся,

не

прошедшие

ГИА

или

получившие

на

ГИА

неудовлетворительные результаты, проходят ГИА не ранее чем через шесть
месяцев после прохождения ГИА впервые.
Для прохождения ГИА лицо, не прошедшее ГИА по неуважительной
причине

или получившие на ГИА неудовлетворительную оценку,

восстанавливается в образовательной организации на период времени,
установленный образовательной организацией самостоятельно, но не менее,
предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения ГИА
соответствующей образовательной программы СПО.
Повторное прохождение ГИА для одного лица назначаются колледжем не
более двух раз.
Решение

ГЭК

оформляется

протоколом,

который

подписывается

председателем ГЭК (в случае отсутствия председателя – его заместителем) и
секретарем ГЭК и хранится в архиве образовательной организации
По окончании ГИА проводится заседание ГЭК по присвоению
квалификации студентам и выдаче дипломов, которое протоколируется и
подписывается председателем (в случае его отсутствия – заместителем
председателя) и секретарем комиссии.

Присвоение соответствующей

квалификации выпускнику колледжа и выдача ему документа о среднем
профессиональном образовании осуществляется при условии успешного
прохождения

всех установленных видов аттестационных

включенных в государственную итоговую аттестацию.
29

испытаний,

Обучающимся

по

образовательным

программам

СПО

после

прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению
каникулы в пределах срока освоения соответствующей образовательной
программы

СПО,

по

окончании

которых

производится

отчисление

обучающихся в связи с получением образования.
Документ об образовании, представленный при поступлении в
образовательную организацию, выдается из личного дела лицу, окончившему
образовательную организацию, выбывшему до окончания образовательной
организации, а также обучающемуся и желающему поступить в другую
образовательную организацию, по его заявлению. При этом в личном деле
остается заверенная копия документа об образовании.

30

6. Условия реализации ППССЗ
6.1. Кадровое обеспечение ППССЗ
Реализация ППССЗ по специальности 34.02.01. Сестринское дело
обеспечивается

педагогическими

кадрами,

имеющими

среднее

профессиональное и высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемой

дисциплины

модуля).

(профессионального

Все

преподаватели, отвечающие за освоение обучающимися профессионального
цикла,

имеют

опыт

профессиональной

деятельности

сферы.

в

организациях

Преподаватели

соответствующей

получают

дополнительное

профессиональное образование по программам:
- программа профессиональной переподготовки;
- программа повышения квалификации не реже 1 раза в 3 года
6.2. Учебно - методическое и информационное обеспечение
ППССЗ по специальности 34.02.01. Сестринское дело обеспечивается
учебно-методической документацией по всем дисциплинам, МДК и
профессиональным модулям.
Внеаудиторная
методическим

и

(самостоятельная)
информационным

работа

сопровождается

обеспечением,

которое

учебновключает

учебники, учебно-методические пособия и другие материалы. Во время
самостоятельной

подготовки

обучающиеся

обеспечены

доступом

к

информационно-коммуникационной сети - Интернет.
Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным
печатным

или

электронным

изданием

по

каждой

дисциплине

профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным или
электронным изданием по каждому МДК (включая электронные базы
периодических изданий).
31

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам
всех циклов, изданной за последние 5 лет. Помимо учебной литературы,
библиотечный фонд включает официальные, справочно-библиографические
и периодические издания в расчете 1или 2 экземпляра на каждые 100
обучающихся. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам
библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований
отечественных журналов. Колледж обеспечивает возможность свободного
использования компьютерных технологий в читальном зале. Со всех учебных
компьютеров

имеется

выход

в

Интернет,

обеспечен

доступ

к

информационным ресурсам, базам данных, периодическим изданиям в
соответствии с направлением подготовки. В Колледже имеется необходимый
комплект лицензионного программного обеспечения.
6.3. Материально – техническое обеспечение ППССЗ
Для реализации ППССЗ по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
ГБПОУ

РД

«Профессионально-педагогический

З.Н.Батырмурзаева»

располагает

достаточной

колледж

имени

материально-технической

базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий,
профессиональных модулей, учебной практики, предусмотренных учебным
планом.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным
и противопожарным нормам. При использовании электронных изданий
каждый обучающийся обеспечен рабочим местом в компьютерном классе в
соответствии с объёмом изучаемых дисциплин. Обеспеченность кабинетами,
лабораториями

и

другими

помещениями

при

реализации

ППССЗ

соответствует требованиям ФГОС по специальности 34.02.01 «Сестринское
дело»
Перечень кабинетов, лабораторий и других помещений колледжа:
32

- русского языка и литературы;
- математики;
- истории и философии (общественных дисциплин);
- астрономии;
- физики;
- химии;
- иностранного языка;
- информационных технологий в профессиональной деятельности;
- анатомии, физиологии человека и основ профилактики;
- основ патологии, генетики человека с основами медицинской генетики;
- латинского языка с медицинской терминологией и фармакологии;
- гигиены и экологии человека, основ микробиологии и иммунологии;
- психологии;
- общественного здоровья и здравоохранения, экономики и управления в
здравоохранении;
- сестринского дела;
- реабилитации и основ реаниматологии;
- безопасности жизнедеятельности;
- лаборатория профессиональных модулей по специальности «Сестринское
дело».
Спортивный комплекс:
- открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
33

- спортивный зал;
- стрелковый тир.
Залы:
- библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
- актовый зал.
В Колледже имеется столовая, которая соответствует всем действующим
санитарным нормам.
6.4. Характеристика социокультурной среды, обеспечивающей развитие
общих компетенций
В колледже сформирована социокультурная среда и созданы условия,
необходимые для всестороннего развития и социализации личности,
сохранения

здоровья

обучающихся,

способствующие

развитию

воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие
студенческого

самоуправления,

общественных

организаций,

Организовывает

и

участие
спортивных

координирует

данную

обучающихся
и
работу

в

творческих
по

работе
клубов.

формированию

социокультурной среды руководитель по воспитательной работе. Для
формирования общих компетенций обучающихся в Колледже имеются:
- студенческие общественные организации:
- студенческий профсоюз, совет обучающихся;
- в соответствии с планом воспитательной работы колледжа проводятся
общекультурные и спортивно - оздоровительные мероприятия;
- студенты колледжа принимают участие в городских и в республиканских
молодежных мероприятиях и акциях;
34

- проводится кружковая и внеаудиторная работа по формированию
личностных профессионально значимых качеств - эмпатии, милосердия и
толерантности.

35

7. Адаптация основной образовательной программы при обучении лиц с
ограниченными возможностями здоровья
Адаптация настоящей основной образовательной программы проводится
в целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья на получение среднего профессионального
образования, а также реализации специальных условий для обучения данной
категории обучающихся (далее – адаптированная ООП) при наличии
обучающихся инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья,
подавших заявление о переводе на обучение по адаптированной
образовательной программе. Реализация адаптированной ООП СПО
ориентирована на решение следующих задач:
- создание условий, необходимых для получения среднего
профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья, их социализации и адаптации;

- повышение

уровня доступности среднего профессионального образования для
обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение качества образования инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья;
- возможность формирования индивидуальной образовательной траектории
для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья;
- формирование социокультурной среды образовательной организации.
Зачисление на обучение по адаптированной образовательной программе
осуществляется по личному заявлению поступающего инвалида или
поступающего с ограниченными возможностями здоровья на основании
рекомендаций, данных по результатам медико-социальной экспертизы или
психолого-медико-педагогической комиссии. Также возможен перевод
36

обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья на адаптированную образовательную программу в
процессе обучения.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья, указавшее в заявлении
при поступлении о желании обучаться по адаптированной образовательной
программе, должно предъявить заключение психологомедикопедагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной
специальности, содержащее информацию о необходимых специальных
условиях обучения.
По личному заявлению поступившего возможно его обучение по
индивидуальному учебному плану. При необходимости (обоснованной на
основании рекомендаций социальной экспертизы или психолого – медико педагогической комиссии), срок получения образования может быть
увеличен не более чем на 1 год по сравнению с указанным в разделе 1
настоящей ООП. Образование инвалидов и обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья по адаптированной ООП, по их письменному
заявлению, может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных группах.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья в Колледже установлен особый порядок освоения дисциплины
«Физическая культура» с учетом состояния их здоровья – занятие в общей
группе, но выполнение заданий, учитывающих тип и степень нарушения
здоровья обучающегося.
В Колледже созданы специальные условия для получения СПО
обучающимися с ограниченными возможностями. Под специальными
условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития таких
обучающихся, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
37

дидактических материалов, специальных технических средств обучения,
предоставление услуг ассистента, оказывающего необходимую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здание Колледжа и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательной программы
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптация материально-технической базы осуществляется путем
обеспечения ее доступности к особым образовательным потребностям
обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Учебные аудитории, предназначенные для лиц с нарушением слуха,
оборудованы компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой,
электронной доской, мультимедийной системой. Для слабовидящих
обучающихся в учебных аудиториях предусмотрен просмотр удаленных
объектов при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра. Для
обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата обеспечена
возможность беспрепятственного доступа в учебные помещения, столовую,
туалет и другие помещения Колледжа, а также их пребывания в указанных
помещениях (пандусы, поручни, расширенные дверные проемы).
Форма проведения учебной и производственной практики для
обучающихся по адаптированной образовательной программе
устанавливается с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При
определении мест прохождения практики для данной категории
обучающихся учитываются рекомендации, данные по результатам медикосоциальной экспертизы, содержащейся в индивидуальной программе
реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов
труда.

38

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения для
обучающихся по адаптированной образовательной программе
устанавливаются с учетом ограничения здоровья обучающихся. Целью
текущего контроля является своевременное выявление затруднений и
отставания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и
внесение коррективов в учебную деятельность. Форма промежуточной
аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических
особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на
компьютере, в форме тестирования и т.п.). При проведении промежуточной
аттестации обучающемуся предоставляется время на подготовку к ответу,
увеличенное не более чем в три раза от установленного для подготовки к
ответу обучающимся, не имеющим ограничений в состоянии здоровья. Для
обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
возможно создание специальных условий при прохождении государственной
итоговой аттестации. Выпускники не позднее чем за 3 месяца до начала
государственной итоговой аттестации подают письменное заявление о
необходимости создания для них специальных условий при проведении
государственной итоговой аттестации. В специальные условия входят:
предоставление отдельной аудитории, увеличение времени для подготовки
ответа, присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую
помощь, формы предоставления заданий и ответов (устно, письменно на
бумаге, письменно на компьютере, письменно на языке Брайля, с
использованием услуг ассистента (сурдопереводчика,
тифлосурдопереводчика), использование специальных технических средств,
предоставление перерыва для приема пищи, лекарств и др. Процедура
защиты выпускной квалификационной работы для выпускников - инвалидов
и выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусматривает
предоставление необходимых технических средств и при необходимости
оказание технической помощи. Информационное и методическое
39

обеспечение обучающихся обеспечивает возможность реализации
адаптированной образовательной

программы. Доступ к информационным

и библиографическим ресурсам, представлен в формах, адаптированных к
ограничениям здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья. Во время самостоятельной подготовки
обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
обеспечены доступом к сети Интернет. Реализацию адаптированной
образовательной программы обеспечивают педагогические работники,
ознакомленные с психофизическими особенностями обучающихся
инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями.
При получении СПО обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и пособия, а
также услуги сурдопереводчиков.
С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья Колледжем обеспечивается предоставление
учебных, лекционных материалов в электронном виде.
При реализации адаптированной образовательной программы важным
фактором социальной адаптации является индивидуальная поддержка
обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее – сопровождение). Сопровождение привязано к структуре
образовательного процесса, определяется его целями, построением,
содержанием и методами, имеет предупреждающий характер и особенно
актуально, когда у обучающихся инвалидов и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья возникают проблемы учебного,
адаптационного, коммуникативного характера, препятствующие
своевременному формированию необходимых компетенций. Сопровождение
должно носить непрерывный и комплексный характер:

40

- организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль
учебы обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в
условиях инклюзивного обучения;
- психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для
обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации
и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося и
адекватность становления его компетенций;
- профилактически-оздоровительное сопровождение предусматривает
решение задач, направленных на повышение психических ресурсов и
адаптационных возможностей инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, гармонизацию их психического состояния,
профилактику обострений основного заболевания, а также на нормализацию
фонового состояния, включая нормализацию иммунного статуса, что
непосредственно снижает риск обострения основного заболевания;
- социальное сопровождение решает широкий спектр вопросов социального
характера, от которых зависит успешная учеба инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.
Это содействие в решении бытовых проблем проживания в общежитии,
транспортных вопросов, социальные выплаты, выделение материальной
помощи, вопросы стипендиального обеспечения, назначение именных и
целевых стипендий различного уровня, организация досуга, летнего отдыха
обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и вовлечение их в студенческое самоуправление, организация
волонтерского движения и т.д. Для осуществления личностного,
индивидуализированного социального сопровождения обучающихся
инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
41

образовательной организации внедрена такая форма сопровождения, как
волонтерское движение среди студенчества. Волонтерское движение не
только способствует социализации инвалидов, но и влияет на развитие
общекультурного уровня у остальных обучающихся, формирует
гражданскую, правовую и профессиональную позицию готовности всех
членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно
воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

42

8. ЛИСТ АКТУАЛИЗАЦИИ (ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ)
После разработки программы подготовки специалистов среднего
звена в 2017 учебном году были внесены следующие изменения:
1. Исправлены технические ошибки.
2. Обновлен список литературы рабочих программ дисциплин и
модулей.
3. В содержании ППССЗ, в части организации образовательного
процесса, внесены изменения в связи с изменениями и дополнениями в
нормативном документе «Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования (утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №464) с
изменениями и дополнениями от: 22 января 2014г. №31, 15 декабря
2014г. №1580, 28 августа 2020г. №441
4. В ППССЗ включили рабочую программу воспитания и
календарный план воспитательной работы в связи с внесением
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 01.07.2020 № 304 - ФЗ по вопросам воспитания

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».