15.Положение об организации деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ (2)

Министерство образования и науки Республики Дагестан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
РД «Профессионально - педагогический колледж
имени З.Н. Батырмурзаева»

>

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ РД
А
«Профессионально-педагогический колледж
.

_

^^

имени З.Н. Батырмурзаева»

М.Сулейманов
августа

2020

г,

Положение
0б организации образовательной деятельности инвалидов и
лиц

с

ограниченными возможностями здоровья

Хасавюрт, 2020

г.

1.

Настоящее

Положение

направления работы с инвалидами

здоровья (далее обучающихся
Положение

Общие положения
особые

определяет

и

лицами

с

обучения

условия

и

ограниченными возможностями

с ограниченными возможностями

здоровья).

разработано в соответствии:

— сКонституцией Российской Федерации;
— с
Федерации»

Федеральным

Законом

от 01.09.2013г.

— с Федеральным

РФ «Об

№273-ФЗ глава
Законом

«О

1

1,

образовании

в Российской

ст.79;

социальной

защите

инвалидов в

Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ
(в редакции от
09.12.2010 г.};

—

с Федеральным Законом «Об основных

Российской Федерации» от 24
— с

Федеральным

июля

гарантиях прав ребенка в

1998 г. №1 24-ФЗ;

Законом

«Об

общих

принципах

организации

местного самоуправления в Российской Федерации»
от 6 октября 2003г. Ш31-

$3;

—

<

Федеральным

Законом

«Об

безнадзорности и правонарушений
№120-ФЗ

(в действующей

— с
Федерации

Приказом
«Об

образовательной

основах

системы

несовершеннолетних»

профилактики
от 24.06,1999г.

редакции);

Министерства

утверждении

образования

Порядка

и

науки

организации

деятельности по образовательным

и

Российской

осуществления

программам

среднего

профессионального образования» от 14 июня 2013 г. №464:
— с Письмом Министерства образования и науки Российской
Федерации «О создании условий для получения образования
детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами»
2008г. № АФ 150/06.
Обеспечение

реализации

права

граждан

с

от 18 апреля

ограниченными

возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из
важнейших задач государственной политики
области образования.

в

—
Основные задачи обучения лиц с ограниченными

возможностям и

здоровья:

освоение

—

обучающимися

образовательных

программ

государственными

основных

в

соответствии

образовательными

профессиональных

федеральными

с

стандартами

среднего

профессионального образования;
—

успешная адаптация

-

формирование

толерантного

и социализация
всех

у

отношения

к

обучающихся;

участников

проблемам

образовательного

людей

с

процесса

ограниченными

возможностями здоровья.

В Колледже созданы надлежащие

обеспечивающие

возможность

для

материально-технические

беспрепятственного

условия,

доступа

лиц

с

недостатками физического и психического развития в здания и помещения
Колледжа включая: пандусы, поручни, распашные
двери, специально
оборудованные учебные места, специально оборудованные
санитарногигиенические

помещения.

предупредительной

А

также

информацией,

оснащение

обустройство

помещений

информирующих

обозначений помещений.

2. Особенности

инвалидов

На

и с ограниченными
лиц

обучение

образовательным

организации образовательной деятельности для

в

колледже

программам

среднего

принимаются лица с ограниченными

которым,

согласно заключению

не противопоказано обучение

лиц с ограниченными

в

по

возможностями
основным

здоровья

профессиональным

профессионального

образования,

возможностями здоровья, инвалиды,

учреждения медико

-

социальной экспертизы,

образовательной организации.

возможностями здоровья

осуществляется в едином

потоке с обучающимися, не имеющими таких ограничений.
При необходимости для лиц с ограниченными возможностями

могут

быть

Обучение

созданы адаптированные программы обучения.

здоровья

При

образования

получении

в

колледже

лица с

ограниченными

возможностями здоровья обеспечиваются бесплатно учебниками, учебными
пособиями

и иной учебной литературой.

Инвалиды и лица с
поступлении
своему

подают стандартный набор документов и представляют по

усмотрению

оригинал

заключение

документов:
об

справку

ограниченными возможностями здоровья при
или

ксерокопию

одного из

следующих

психолого-медико-педагогической

установлении

инвалидности,

комиссии:
федеральным

выданную

учреждением медико-социальной экспертизы.

Для обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц

с

ограниченными возможностями в Колледже может быть внедрена адаптивная
форма обучения

с

особых потребностей инвалидов и лиц с ограниченными

С учетом

возможностями
учебных,

элементами дистанционного обучения.

лекционных

обеспечивается

Колледжем

здоровья

в

материалов

электронном

предоставление

виде

(по

запросу

обучающегося).
Обучение,

элементами

с

дистанционного,

обеспечивают:

кейсовая

технология, Интернет- технология.
Обучение,
программе

с элементами

дистанционного, по основной образовательной

реализуется на базе основного общего образования или среднего

общего образования.
Обучение с элементами дистанционного, реализуется

на

основе очной и

заочной форм получения образования.
При обучении,

с элементами

учебно-методическую
преподавателей

с

здоровья.

и лиц

практики

психофизического

обучающимся

через

консультации

использованием средств Интернет-технологий.

Для инвалидов
проведения

помощь

дистанционного, Колледж осуществляет

с ограниченными

возможностями здоровья форма

устанавливается

развития,

индивидуальных

с

учетом

особенностей

возможностей и состояния

Для

прохождения

рабочие места

специальные

При
практик

практики

в

учитываются

с

соответствии

мест

определении

организуются

социальной экспертизы,

необходимости)

характером нарушений здоровья.

прохождения

рекомендации,

(при

учебной и

производственной

по результатам

данные

медико-

относительно рекомендованных условий и видов

труда.
Основными

Колледжа

формами

содействия

трудоустройству

выпускников из

возможностями здоровья и инвалидов являются

с ограниченными

презентации и встречи работодателей

обучающимися,

с

индивидуальные

консультации по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги.
3. Кадровое обеспечение деятельности

по созданию условий

получения образования:
Педагог

-

психолог

проводит

мероприятия

по

социальной

и

психологической адаптации и социализации обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья

и

детей

психологическое

диагностику,
коррекцию

и

-

инвалидов,

консультирование,

включающие

в

себя

психопрофилактику,

развитие.

4. Адаптация основной образовательной программы
лиц

с ограниченными

Адаптация

возможностями здоровья.

основной

настоящей

при обучении

образовательной

программы

проводится в целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями

здоровья

на

получение

профессионального

среднего

образования, а также реализации специальных условий для обучения данной
категории

обучающихся

(далее

—

адаптированная

ООП)

при

наличии

обучающихся инвалидов или лин с ограниченными возможностями здоровья,
подавших

заявление

образовательной

о

переводе

программе.

на

Реализация

ориентирована на решение следующих задач:

обучение

по

адаптированной

адаптированной
ООП

СПО

—
создание

-

необходимых

условий,

профессионального

образования

повышение

образования

для

уровня

среднего-

получения

инвалидами и лицами с ограниченными

возможностями здоровья, их социализации
-

для

и

адаптации;

доступности

обучающихся

профессионального-

среднего

инвалидов

и

с

лиц

ограниченными

возможностями здоровья;
-

повышение качества образования инвалидов и лип с ограниченными

возможностями здоровья;
возможность

-

формирования

индивидуальной

траектории для обучающегося инвалида или обучающегося
возможностями здоровья;
-

с

образовательной
ограниченными

формирование социокультурной среды образовательной организации.

Также возможен перевод обучающегося инвалида или обучающегося
возможностями

ограниченными

образовательную программу
Лицо

с

в

на

здоровья

с

адаптированную

процессе обучения при необходимости.

ограниченными возможностями здоровья, указавшее

в заявлении

при поступлении о желании обучаться по адаптированной образовательной
должно

программе,

предъявить

педагогической

комиссии

специальности,

содержащее

заключение

об

рекомендацией

с

информацию

психолого-

обучении

необходимых

о

медико-

данной

по

специальных

‘условиях обучения.

По личному заявлению

возможно его обучение по

поступившего

индивидуальному учебному плану.
При

необходимости

(обоснованной

социальной экспертизы или психолого

на

- медико

основании

рекомендаций

педагогической комиссии),

срок получения образования может быть увеличен не более чем на
сравнению с указанным
Образование

возможностями

в

разделе

инвалидов

здоровья по

1

1

год по

настоящей ООП.

и

обучающихся

адаптированной

с

ограниченными

ООП, по их письменному

и
может

заявлению,

обучающимися, так

быть

в

совместно

как

организовано

другими

с

отдельных группах.

Для обучающихся инвалидов

и

лиц с ограниченными возможностями

здоровья в Колледже установлен особый порядок освоения
«Физическая культура» с учетом состояния их здоровья

дисциплины

занятие в общей

—

группе, но выполнение заданий, учитывающих тип и степень нарушения

здоровья обучающегося.
В

Колледже

обучающимися

с

созданы

специальные

ограниченными

включающие

обучающихся,

СПО

специальными

воспитания и развития таких

себя

в

получения

Под

возможностями.

понимаются условия обучения,

условиями

для

условия

использование

специальных

образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных

дидактических материалов,
предоставление

проведение

ассистента,

услуг

групповых

и

технических

специальных

необходимую

помощь,

коррекционных

занятий,

оказывающего

индивидуальных

средств обучения,

обеспечение доступа в здание Колледжа и другие условия, без которых
или

невозможно

образовательной

освоение

затруднено

программы

обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптация

обеспечения

ее

базы

материально-технической

доступности

к особым

путем

осуществляется

образовательным

потребностям

обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Учебные

аудитории,

оборудованы

предназначенные

компьютерной

техникой,

электронной доской, мультимедийной

для

лиц с

нарушением слуха,

аудиотехникой,

видеотехникой,

системой.

Для слабовидящих обучающихся в учебных аудиториях предусмотрен

просмотр

удаленных

объектов

при

помоши

видеоувеличителей

для

‘удаленного просмотра.
Для

обучающихся

с

нарушением

опорно-двигательного

аппарата

обеспечена возможность беспрепятственного доступа в учебные помещения,

—
столовую, туалет и другие помещения Колледжа, а также их пребывания в

‘указанных помещениях (пандусы, поручни, расширенные дверные проемы).
Форма

обучающихся

по

устанавливается

с

индивидуальных

инвалидов

и

учебной

проведения

лиц

с

и

производственной

адаптированной

образовательной

особенностей

учетом

возможностей

для

программе

психофизического

состояния

и

практики

развития,

обучающихся

здоровья

ограниченными возможностями здоровья. При определении

мест прохождения практики для данной категории обучающихся учитываются
рекомендации,

данные

содержащейся

в

по

индивидуальной

программе

относительно рекомендованных условий
Формы и методы

обучающихся

по

медико-социальной

результатам

и

видов

реабилитации

инвалида,

труда.

контроля и оценки результатов

адаптированной

экспертизы,

обучения

образовательной

для

программе

устанавливаются с учетом ограничения здоровья обучающихся.
Целью

текущего

является

контроля

затруднений и отставания обучающегося с ограниченными

здоровья

и внесение коррективов в учебную деятельность.

Форма

промежуточной

аттестации

выявление

своевременное

возможностями

устанавливается

с

учетом

индивидуальных психофизических особенностей обучающихся инвалидов и

лиц с ограниченными возможностями

здоровья (устно,

письменно

на бумаге,

письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При проведении
промежуточной

подготовку

к

для подготовки
здоровья.

аттестации

обучающемуся

ответу, увеличенное не более

к

чем

предоставляется

в

время

на

три раза от установленного

ответу обучающимся, не имеющим ограничений

в

состоянии

Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

здоровья

возможно

государственной

создание

специальных

условий

при

прохождении

итоговой аттестации.

Выпускники не позднее чем за

3

месяца до начала государственной

итоговой аттестации подают письменное заявление

о необходимости создания

®

—
для них специальных условий при проведении

государственной итоговой

аттестации.

В специальные условия входят: предоставление отдельной
аудитории,

увеличение

времени

для

подготовки

ответа,

присутствие

ассистента,

оказывающего необходимую техническую помощь, формы предоставления
заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере,
письменно

на

языке

(сурдопереводчика,

Брайля,

с

использованием

тифлосурдопереводчика),

услуг

использование

ассистента

специальных

технических средств, предоставление перерыва для приема пищи, лекарств и
др.

Процедура

выпускников

-

защиты

квалификационной

выпускной

работы

для

инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями

здоровья предусматривает предоставление необходимых технических средств.

и при необходимости оказание

обеспечение

методическое

реализации

технической помощи.

обеспечивает

обучающихся

адаптированной

Информационное и

образовательной

программы.

возможность
Доступ

к

информационным и библиографическим ресурсам, представлен в формах,

адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся инвалидов и лиц с

ограниченными

возможностями здоровья.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся инвалиды

ограниченными

возможностями

здоровья

обеспечены

и лица с

доступом

к

сети

Интернет.

Реализацию адаптированной образовательной программы обеспечивают
педагогические
работники,
ознакомленные
с
психофизическими

особенностями

обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными

возможностями.

При получении СПО обучающимися

с

ограниченными возможностями

здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и пособия, а
также услуги сурдопереводчиков.

—
С

особых

учетом

возможностями

потребностей,

здоровья

Колледжем

учебных, лекционных материалов

в

обучающихся

с

ограниченными

обеспечивается

предоставление

электронном виде.

При реализации адаптированной образовательной программы важным
социальной

фактором

адаптации

является

индивидуальная

поддержка

обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья (далее

—

образовательного

сопровождение).
процесса,

Сопровождение привязано к структуре

определяется

его

целями,

содержанием и методами, имеет предупреждающий

актуально,

когда у обучающихся инвалидов

построением,

характер и особенно

и обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья возникают проблемы учебного, адаптационного,
коммуникативного

характера,

препятствующие

своевременному

формированию необходимых компетенций. Сопровождение должно носить

непрерывный
-

и

комплексный характер:

организационно-педагогическое

сопровождение

направлено

на

контроль учебы обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными

возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в

‘условиях инклюзивного обучения;
-

психолого-педагогическое

сопровождение

осуществляется

для

обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья, имеющих проблемы

в обучении, общении и социальной адаптации

и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося и
адекватность
-

решение

становления его компетенций;

профилактически-оздоровительное
задач,

направленных

адаптационных

возможностей

возможностями

здоровья,

на

сопровождение

повышение

инвалидов

гармонизацию

и

их

предусматривает

психических
лиц

с

ресурсов

и

ограниченными

психического

состояния,

профилактику обострений основного заболевания, а также на нормализацию
фонового

состояния,

включая

нормализацию

иммунного

статуса,

непосредственно снижает риск обострения основного заболевания;

что

социальное

-

сопровождение

широкий

решает

спектр

вопросов

социального характера, от которых зависит успешная учеба инвалидов и лиц
с ограниченными

возможностями здоровья в образовательной организации.

Это содействие в решении бытовых проблем проживания
транспортных
помощи,

социальные

вопросов,

вопросы

выделение

выплаты,
обеспечения,

стипендиального

в

общежитии,

материальной

назначение

именных и

целевых стипендий различного уровня, организация досуга, летнего отдыха

обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями:
здоровья и вовлечение их в студенческое

тд.

и

движения

волонтерского

Дия

осуществления

социального

индивидуализированного

самоуправление,

организация
личностного,
обучающихся

сопровождения

инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
образовательной
волонтерское
только

движение

способствует

общекультурного
гражданскую,

внедрена такая форма сопровождения,

организации
среди

студенчества.
остальных

у

профессиональную

правовую и

Волонтерское движение не

инвалидов, но и влияет на развитие

социализации
уровня

как

обучающихся,
позицию

формирует

готовности

всех

членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно
воспринимать социальные, личностные
5.

Порядок проведения
ограниченными

Для
здоровья

ГИА

и

культурные различия.

для

проводится

психофизического развития,

из числа лиц с

возможностями здоровья

выпускников из числа лиц с
ГИА

выпускников

в

ограниченными

Колледже

индивидуальных

с

возможностями

учетом

возможностей

особенностей
и состояния

здоровья таких выпускников (далее - индивидуальные особенности).

При проведении ГИА обеспечивается соблюдение следующих общих
требований:
-

проведение ГИА для

лиц

с

ограниченными возможностями здоровья в

одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных

возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при
прохождении ГИА;
- присутствие в аудитории

необходимую

техническую

ассистента,

помощь

с

оказывающего

учетом

их

выпускникам

индивидуальных

особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить
задание, общаться с членами ГЭК);
пользование необходимыми выпускникам техническими средствами
при прохождении ГИА учетом их индивидуальных особенностей;
-

-

обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в

аудитории,

туалетные и другие

помещения, а также их пребывания в

указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных
проемов).
Выпускники не позднее чем за 3 месяца до начала государственной
итоговой аттестации, подают письменное заявление о необходимости
создания для них специальных условий при проведении
итоговой аттестации.

государственной

В соответствии с полученным заявлением Колледж должен подготовить

все необходимые условия и техническое обеспечение для выпускников с
конкретными ограниченными возможностями здоровья.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».