Министерство образования и науки Республики Дагестан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
РД «Профессионально - педагогический колледж
имени З.Н. Батырмурзаева»
>
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ РД
А
«Профессионально-педагогический колледж
.
_
^^
имени З.Н. Батырмурзаева»
М.Сулейманов
августа
2020
г,
Положение
0б организации образовательной деятельности инвалидов и
лиц
с
ограниченными возможностями здоровья
Хасавюрт, 2020
г.
1.
Настоящее
Положение
направления работы с инвалидами
здоровья (далее обучающихся
Положение
Общие положения
особые
определяет
и
лицами
с
обучения
условия
и
ограниченными возможностями
с ограниченными возможностями
здоровья).
разработано в соответствии:
— сКонституцией Российской Федерации;
— с
Федерации»
Федеральным
Законом
от 01.09.2013г.
— с Федеральным
РФ «Об
№273-ФЗ глава
Законом
«О
1
1,
образовании
в Российской
ст.79;
социальной
защите
инвалидов в
Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ
(в редакции от
09.12.2010 г.};
—
с Федеральным Законом «Об основных
Российской Федерации» от 24
— с
Федеральным
июля
гарантиях прав ребенка в
1998 г. №1 24-ФЗ;
Законом
«Об
общих
принципах
организации
местного самоуправления в Российской Федерации»
от 6 октября 2003г. Ш31-
$3;
—
<
Федеральным
Законом
«Об
безнадзорности и правонарушений
№120-ФЗ
(в действующей
— с
Федерации
Приказом
«Об
образовательной
основах
системы
несовершеннолетних»
профилактики
от 24.06,1999г.
редакции);
Министерства
утверждении
образования
Порядка
и
науки
организации
деятельности по образовательным
и
Российской
осуществления
программам
среднего
профессионального образования» от 14 июня 2013 г. №464:
— с Письмом Министерства образования и науки Российской
Федерации «О создании условий для получения образования
детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами»
2008г. № АФ 150/06.
Обеспечение
реализации
права
граждан
с
от 18 апреля
ограниченными
возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из
важнейших задач государственной политики
области образования.
в
—
Основные задачи обучения лиц с ограниченными
возможностям и
здоровья:
освоение
—
обучающимися
образовательных
программ
государственными
основных
в
соответствии
образовательными
профессиональных
федеральными
с
стандартами
среднего
профессионального образования;
—
успешная адаптация
-
формирование
толерантного
и социализация
всех
у
отношения
к
обучающихся;
участников
проблемам
образовательного
людей
с
процесса
ограниченными
возможностями здоровья.
В Колледже созданы надлежащие
обеспечивающие
возможность
для
материально-технические
беспрепятственного
условия,
доступа
лиц
с
недостатками физического и психического развития в здания и помещения
Колледжа включая: пандусы, поручни, распашные
двери, специально
оборудованные учебные места, специально оборудованные
санитарногигиенические
помещения.
предупредительной
А
также
информацией,
оснащение
обустройство
помещений
информирующих
обозначений помещений.
2. Особенности
инвалидов
На
и с ограниченными
лиц
обучение
образовательным
организации образовательной деятельности для
в
колледже
программам
среднего
принимаются лица с ограниченными
которым,
согласно заключению
не противопоказано обучение
лиц с ограниченными
в
по
возможностями
основным
здоровья
профессиональным
профессионального
образования,
возможностями здоровья, инвалиды,
учреждения медико
-
социальной экспертизы,
образовательной организации.
возможностями здоровья
осуществляется в едином
потоке с обучающимися, не имеющими таких ограничений.
При необходимости для лиц с ограниченными возможностями
могут
быть
Обучение
созданы адаптированные программы обучения.
здоровья
При
образования
получении
в
колледже
лица с
ограниченными
возможностями здоровья обеспечиваются бесплатно учебниками, учебными
пособиями
и иной учебной литературой.
Инвалиды и лица с
поступлении
своему
подают стандартный набор документов и представляют по
усмотрению
оригинал
заключение
документов:
об
справку
ограниченными возможностями здоровья при
или
ксерокопию
одного из
следующих
психолого-медико-педагогической
установлении
инвалидности,
комиссии:
федеральным
выданную
учреждением медико-социальной экспертизы.
Для обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц
с
ограниченными возможностями в Колледже может быть внедрена адаптивная
форма обучения
с
особых потребностей инвалидов и лиц с ограниченными
С учетом
возможностями
учебных,
элементами дистанционного обучения.
лекционных
обеспечивается
Колледжем
здоровья
в
материалов
электронном
предоставление
виде
(по
запросу
обучающегося).
Обучение,
элементами
с
дистанционного,
обеспечивают:
кейсовая
технология, Интернет- технология.
Обучение,
программе
с элементами
дистанционного, по основной образовательной
реализуется на базе основного общего образования или среднего
общего образования.
Обучение с элементами дистанционного, реализуется
на
основе очной и
заочной форм получения образования.
При обучении,
с элементами
учебно-методическую
преподавателей
с
здоровья.
и лиц
практики
психофизического
обучающимся
через
консультации
использованием средств Интернет-технологий.
Для инвалидов
проведения
помощь
дистанционного, Колледж осуществляет
с ограниченными
возможностями здоровья форма
устанавливается
развития,
индивидуальных
с
учетом
особенностей
возможностей и состояния
Для
прохождения
рабочие места
специальные
При
практик
практики
в
учитываются
с
соответствии
мест
определении
организуются
социальной экспертизы,
необходимости)
характером нарушений здоровья.
прохождения
рекомендации,
(при
учебной и
производственной
по результатам
данные
медико-
относительно рекомендованных условий и видов
труда.
Основными
Колледжа
формами
содействия
трудоустройству
выпускников из
возможностями здоровья и инвалидов являются
с ограниченными
презентации и встречи работодателей
обучающимися,
с
индивидуальные
консультации по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги.
3. Кадровое обеспечение деятельности
по созданию условий
получения образования:
Педагог
-
психолог
проводит
мероприятия
по
социальной
и
психологической адаптации и социализации обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
и
детей
психологическое
диагностику,
коррекцию
и
-
инвалидов,
консультирование,
включающие
в
себя
психопрофилактику,
развитие.
4. Адаптация основной образовательной программы
лиц
с ограниченными
Адаптация
возможностями здоровья.
основной
настоящей
при обучении
образовательной
программы
проводится в целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями
здоровья
на
получение
профессионального
среднего
образования, а также реализации специальных условий для обучения данной
категории
обучающихся
(далее
—
адаптированная
ООП)
при
наличии
обучающихся инвалидов или лин с ограниченными возможностями здоровья,
подавших
заявление
образовательной
о
переводе
программе.
на
Реализация
ориентирована на решение следующих задач:
обучение
по
адаптированной
адаптированной
ООП
СПО
—
создание
-
необходимых
условий,
профессионального
образования
повышение
образования
для
уровня
среднего-
получения
инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья, их социализации
-
для
и
адаптации;
доступности
обучающихся
профессионального-
среднего
инвалидов
и
с
лиц
ограниченными
возможностями здоровья;
-
повышение качества образования инвалидов и лип с ограниченными
возможностями здоровья;
возможность
-
формирования
индивидуальной
траектории для обучающегося инвалида или обучающегося
возможностями здоровья;
-
с
образовательной
ограниченными
формирование социокультурной среды образовательной организации.
Также возможен перевод обучающегося инвалида или обучающегося
возможностями
ограниченными
образовательную программу
Лицо
с
в
на
здоровья
с
адаптированную
процессе обучения при необходимости.
ограниченными возможностями здоровья, указавшее
в заявлении
при поступлении о желании обучаться по адаптированной образовательной
должно
программе,
предъявить
педагогической
комиссии
специальности,
содержащее
заключение
об
рекомендацией
с
информацию
психолого-
обучении
необходимых
о
медико-
данной
по
специальных
‘условиях обучения.
По личному заявлению
возможно его обучение по
поступившего
индивидуальному учебному плану.
При
необходимости
(обоснованной
социальной экспертизы или психолого
на
- медико
основании
рекомендаций
педагогической комиссии),
срок получения образования может быть увеличен не более чем на
сравнению с указанным
Образование
возможностями
в
разделе
инвалидов
здоровья по
1
1
год по
настоящей ООП.
и
обучающихся
адаптированной
с
ограниченными
ООП, по их письменному
и
может
заявлению,
обучающимися, так
быть
в
совместно
как
организовано
другими
с
отдельных группах.
Для обучающихся инвалидов
и
лиц с ограниченными возможностями
здоровья в Колледже установлен особый порядок освоения
«Физическая культура» с учетом состояния их здоровья
дисциплины
занятие в общей
—
группе, но выполнение заданий, учитывающих тип и степень нарушения
здоровья обучающегося.
В
Колледже
обучающимися
с
созданы
специальные
ограниченными
включающие
обучающихся,
СПО
специальными
воспитания и развития таких
себя
в
получения
Под
возможностями.
понимаются условия обучения,
условиями
для
условия
использование
специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
дидактических материалов,
предоставление
проведение
ассистента,
услуг
групповых
и
технических
специальных
необходимую
помощь,
коррекционных
занятий,
оказывающего
индивидуальных
средств обучения,
обеспечение доступа в здание Колледжа и другие условия, без которых
или
невозможно
образовательной
освоение
затруднено
программы
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптация
обеспечения
ее
базы
материально-технической
доступности
к особым
путем
осуществляется
образовательным
потребностям
обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Учебные
аудитории,
оборудованы
предназначенные
компьютерной
техникой,
электронной доской, мультимедийной
для
лиц с
нарушением слуха,
аудиотехникой,
видеотехникой,
системой.
Для слабовидящих обучающихся в учебных аудиториях предусмотрен
просмотр
удаленных
объектов
при
помоши
видеоувеличителей
для
‘удаленного просмотра.
Для
обучающихся
с
нарушением
опорно-двигательного
аппарата
обеспечена возможность беспрепятственного доступа в учебные помещения,
—
столовую, туалет и другие помещения Колледжа, а также их пребывания в
‘указанных помещениях (пандусы, поручни, расширенные дверные проемы).
Форма
обучающихся
по
устанавливается
с
индивидуальных
инвалидов
и
учебной
проведения
лиц
с
и
производственной
адаптированной
образовательной
особенностей
учетом
возможностей
для
программе
психофизического
состояния
и
практики
развития,
обучающихся
здоровья
ограниченными возможностями здоровья. При определении
мест прохождения практики для данной категории обучающихся учитываются
рекомендации,
данные
содержащейся
в
по
индивидуальной
программе
относительно рекомендованных условий
Формы и методы
обучающихся
по
медико-социальной
результатам
и
видов
реабилитации
инвалида,
труда.
контроля и оценки результатов
адаптированной
экспертизы,
обучения
образовательной
для
программе
устанавливаются с учетом ограничения здоровья обучающихся.
Целью
текущего
является
контроля
затруднений и отставания обучающегося с ограниченными
здоровья
и внесение коррективов в учебную деятельность.
Форма
промежуточной
аттестации
выявление
своевременное
возможностями
устанавливается
с
учетом
индивидуальных психофизических особенностей обучающихся инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями
здоровья (устно,
письменно
на бумаге,
письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При проведении
промежуточной
подготовку
к
для подготовки
здоровья.
аттестации
обучающемуся
ответу, увеличенное не более
к
чем
предоставляется
в
время
на
три раза от установленного
ответу обучающимся, не имеющим ограничений
в
состоянии
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья
возможно
государственной
создание
специальных
условий
при
прохождении
итоговой аттестации.
Выпускники не позднее чем за
3
месяца до начала государственной
итоговой аттестации подают письменное заявление
о необходимости создания
®
—
для них специальных условий при проведении
государственной итоговой
аттестации.
В специальные условия входят: предоставление отдельной
аудитории,
увеличение
времени
для
подготовки
ответа,
присутствие
ассистента,
оказывающего необходимую техническую помощь, формы предоставления
заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере,
письменно
на
языке
(сурдопереводчика,
Брайля,
с
использованием
тифлосурдопереводчика),
услуг
использование
ассистента
специальных
технических средств, предоставление перерыва для приема пищи, лекарств и
др.
Процедура
выпускников
-
защиты
квалификационной
выпускной
работы
для
инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями
здоровья предусматривает предоставление необходимых технических средств.
и при необходимости оказание
обеспечение
методическое
реализации
технической помощи.
обеспечивает
обучающихся
адаптированной
Информационное и
образовательной
программы.
возможность
Доступ
к
информационным и библиографическим ресурсам, представлен в формах,
адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся инвалидов и лиц с
ограниченными
возможностями здоровья.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся инвалиды
ограниченными
возможностями
здоровья
обеспечены
и лица с
доступом
к
сети
Интернет.
Реализацию адаптированной образовательной программы обеспечивают
педагогические
работники,
ознакомленные
с
психофизическими
особенностями
обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными
возможностями.
При получении СПО обучающимися
с
ограниченными возможностями
здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и пособия, а
также услуги сурдопереводчиков.
—
С
особых
учетом
возможностями
потребностей,
здоровья
Колледжем
учебных, лекционных материалов
в
обучающихся
с
ограниченными
обеспечивается
предоставление
электронном виде.
При реализации адаптированной образовательной программы важным
социальной
фактором
адаптации
является
индивидуальная
поддержка
обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее
—
образовательного
сопровождение).
процесса,
Сопровождение привязано к структуре
определяется
его
целями,
содержанием и методами, имеет предупреждающий
актуально,
когда у обучающихся инвалидов
построением,
характер и особенно
и обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья возникают проблемы учебного, адаптационного,
коммуникативного
характера,
препятствующие
своевременному
формированию необходимых компетенций. Сопровождение должно носить
непрерывный
-
и
комплексный характер:
организационно-педагогическое
сопровождение
направлено
на
контроль учебы обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в
‘условиях инклюзивного обучения;
-
психолого-педагогическое
сопровождение
осуществляется
для
обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, имеющих проблемы
в обучении, общении и социальной адаптации
и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося и
адекватность
-
решение
становления его компетенций;
профилактически-оздоровительное
задач,
направленных
адаптационных
возможностей
возможностями
здоровья,
на
сопровождение
повышение
инвалидов
гармонизацию
и
их
предусматривает
психических
лиц
с
ресурсов
и
ограниченными
психического
состояния,
профилактику обострений основного заболевания, а также на нормализацию
фонового
состояния,
включая
нормализацию
иммунного
статуса,
непосредственно снижает риск обострения основного заболевания;
что
социальное
-
сопровождение
широкий
решает
спектр
вопросов
социального характера, от которых зависит успешная учеба инвалидов и лиц
с ограниченными
возможностями здоровья в образовательной организации.
Это содействие в решении бытовых проблем проживания
транспортных
помощи,
социальные
вопросов,
вопросы
выделение
выплаты,
обеспечения,
стипендиального
в
общежитии,
материальной
назначение
именных и
целевых стипендий различного уровня, организация досуга, летнего отдыха
обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями:
здоровья и вовлечение их в студенческое
тд.
и
движения
волонтерского
Дия
осуществления
социального
индивидуализированного
самоуправление,
организация
личностного,
обучающихся
сопровождения
инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
образовательной
волонтерское
только
движение
способствует
общекультурного
гражданскую,
внедрена такая форма сопровождения,
организации
среди
студенчества.
остальных
у
профессиональную
правовую и
Волонтерское движение не
инвалидов, но и влияет на развитие
социализации
уровня
как
обучающихся,
позицию
формирует
готовности
всех
членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно
воспринимать социальные, личностные
5.
Порядок проведения
ограниченными
Для
здоровья
ГИА
и
культурные различия.
для
проводится
психофизического развития,
из числа лиц с
возможностями здоровья
выпускников из числа лиц с
ГИА
выпускников
в
ограниченными
Колледже
индивидуальных
с
возможностями
учетом
возможностей
особенностей
и состояния
здоровья таких выпускников (далее - индивидуальные особенности).
При проведении ГИА обеспечивается соблюдение следующих общих
требований:
-
проведение ГИА для
лиц
с
ограниченными возможностями здоровья в
одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных
возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при
прохождении ГИА;
- присутствие в аудитории
необходимую
техническую
ассистента,
помощь
с
оказывающего
учетом
их
выпускникам
индивидуальных
особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить
задание, общаться с членами ГЭК);
пользование необходимыми выпускникам техническими средствами
при прохождении ГИА учетом их индивидуальных особенностей;
-
-
обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в
аудитории,
туалетные и другие
помещения, а также их пребывания в
указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных
проемов).
Выпускники не позднее чем за 3 месяца до начала государственной
итоговой аттестации, подают письменное заявление о необходимости
создания для них специальных условий при проведении
итоговой аттестации.
государственной
В соответствии с полученным заявлением Колледж должен подготовить
все необходимые условия и техническое обеспечение для выпускников с
конкретными ограниченными возможностями здоровья.