Министерство образования и науки Республики Дагестан Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД «Профессионально - педагогический колледж имени З.Н. Батырмурзаева» > УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ РД А «Профессионально-педагогический колледж . _ ^^ имени З.Н. Батырмурзаева» М.Сулейманов августа 2020 г, Положение 0б организации образовательной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Хасавюрт, 2020 г. 1. Настоящее Положение направления работы с инвалидами здоровья (далее обучающихся Положение Общие положения особые определяет и лицами с обучения условия и ограниченными возможностями с ограниченными возможностями здоровья). разработано в соответствии: — сКонституцией Российской Федерации; — с Федерации» Федеральным Законом от 01.09.2013г. — с Федеральным РФ «Об №273-ФЗ глава Законом «О 1 1, образовании в Российской ст.79; социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ (в редакции от 09.12.2010 г.}; — с Федеральным Законом «Об основных Российской Федерации» от 24 — с Федеральным июля гарантиях прав ребенка в 1998 г. №1 24-ФЗ; Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. Ш31- $3; — < Федеральным Законом «Об безнадзорности и правонарушений №120-ФЗ (в действующей — с Федерации Приказом «Об образовательной основах системы несовершеннолетних» профилактики от 24.06,1999г. редакции); Министерства утверждении образования Порядка и науки организации деятельности по образовательным и Российской осуществления программам среднего профессионального образования» от 14 июня 2013 г. №464: — с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами» 2008г. № АФ 150/06. Обеспечение реализации права граждан с от 18 апреля ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики области образования. в — Основные задачи обучения лиц с ограниченными возможностям и здоровья: освоение — обучающимися образовательных программ государственными основных в соответствии образовательными профессиональных федеральными с стандартами среднего профессионального образования; — успешная адаптация - формирование толерантного и социализация всех у отношения к обучающихся; участников проблемам образовательного людей с процесса ограниченными возможностями здоровья. В Колледже созданы надлежащие обеспечивающие возможность для материально-технические беспрепятственного условия, доступа лиц с недостатками физического и психического развития в здания и помещения Колледжа включая: пандусы, поручни, распашные двери, специально оборудованные учебные места, специально оборудованные санитарногигиенические помещения. предупредительной А также информацией, оснащение обустройство помещений информирующих обозначений помещений. 2. Особенности инвалидов На и с ограниченными лиц обучение образовательным организации образовательной деятельности для в колледже программам среднего принимаются лица с ограниченными которым, согласно заключению не противопоказано обучение лиц с ограниченными в по возможностями основным здоровья профессиональным профессионального образования, возможностями здоровья, инвалиды, учреждения медико - социальной экспертизы, образовательной организации. возможностями здоровья осуществляется в едином потоке с обучающимися, не имеющими таких ограничений. При необходимости для лиц с ограниченными возможностями могут быть Обучение созданы адаптированные программы обучения. здоровья При образования получении в колледже лица с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатно учебниками, учебными пособиями и иной учебной литературой. Инвалиды и лица с поступлении своему подают стандартный набор документов и представляют по усмотрению оригинал заключение документов: об справку ограниченными возможностями здоровья при или ксерокопию одного из следующих психолого-медико-педагогической установлении инвалидности, комиссии: федеральным выданную учреждением медико-социальной экспертизы. Для обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в Колледже может быть внедрена адаптивная форма обучения с особых потребностей инвалидов и лиц с ограниченными С учетом возможностями учебных, элементами дистанционного обучения. лекционных обеспечивается Колледжем здоровья в материалов электронном предоставление виде (по запросу обучающегося). Обучение, элементами с дистанционного, обеспечивают: кейсовая технология, Интернет- технология. Обучение, программе с элементами дистанционного, по основной образовательной реализуется на базе основного общего образования или среднего общего образования. Обучение с элементами дистанционного, реализуется на основе очной и заочной форм получения образования. При обучении, с элементами учебно-методическую преподавателей с здоровья. и лиц практики психофизического обучающимся через консультации использованием средств Интернет-технологий. Для инвалидов проведения помощь дистанционного, Колледж осуществляет с ограниченными возможностями здоровья форма устанавливается развития, индивидуальных с учетом особенностей возможностей и состояния Для прохождения рабочие места специальные При практик практики в учитываются с соответствии мест определении организуются социальной экспертизы, необходимости) характером нарушений здоровья. прохождения рекомендации, (при учебной и производственной по результатам данные медико- относительно рекомендованных условий и видов труда. Основными Колледжа формами содействия трудоустройству выпускников из возможностями здоровья и инвалидов являются с ограниченными презентации и встречи работодателей обучающимися, с индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги. 3. Кадровое обеспечение деятельности по созданию условий получения образования: Педагог - психолог проводит мероприятия по социальной и психологической адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей психологическое диагностику, коррекцию и - инвалидов, консультирование, включающие в себя психопрофилактику, развитие. 4. Адаптация основной образовательной программы лиц с ограниченными Адаптация возможностями здоровья. основной настоящей при обучении образовательной программы проводится в целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение профессионального среднего образования, а также реализации специальных условий для обучения данной категории обучающихся (далее — адаптированная ООП) при наличии обучающихся инвалидов или лин с ограниченными возможностями здоровья, подавших заявление образовательной о переводе программе. на Реализация ориентирована на решение следующих задач: обучение по адаптированной адаптированной ООП СПО — создание - необходимых условий, профессионального образования повышение образования для уровня среднего- получения инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации - для и адаптации; доступности обучающихся профессионального- среднего инвалидов и с лиц ограниченными возможностями здоровья; - повышение качества образования инвалидов и лип с ограниченными возможностями здоровья; возможность - формирования индивидуальной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося возможностями здоровья; - с образовательной ограниченными формирование социокультурной среды образовательной организации. Также возможен перевод обучающегося инвалида или обучающегося возможностями ограниченными образовательную программу Лицо с в на здоровья с адаптированную процессе обучения при необходимости. ограниченными возможностями здоровья, указавшее в заявлении при поступлении о желании обучаться по адаптированной образовательной должно программе, предъявить педагогической комиссии специальности, содержащее заключение об рекомендацией с информацию психолого- обучении необходимых о медико- данной по специальных ‘условиях обучения. По личному заявлению возможно его обучение по поступившего индивидуальному учебному плану. При необходимости (обоснованной социальной экспертизы или психолого на - медико основании рекомендаций педагогической комиссии), срок получения образования может быть увеличен не более чем на сравнению с указанным Образование возможностями в разделе инвалидов здоровья по 1 1 год по настоящей ООП. и обучающихся адаптированной с ограниченными ООП, по их письменному и может заявлению, обучающимися, так быть в совместно как организовано другими с отдельных группах. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Колледже установлен особый порядок освоения «Физическая культура» с учетом состояния их здоровья дисциплины занятие в общей — группе, но выполнение заданий, учитывающих тип и степень нарушения здоровья обучающегося. В Колледже обучающимися с созданы специальные ограниченными включающие обучающихся, СПО специальными воспитания и развития таких себя в получения Под возможностями. понимаются условия обучения, условиями для условия использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных дидактических материалов, предоставление проведение ассистента, услуг групповых и технических специальных необходимую помощь, коррекционных занятий, оказывающего индивидуальных средств обучения, обеспечение доступа в здание Колледжа и другие условия, без которых или невозможно образовательной освоение затруднено программы обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Адаптация обеспечения ее базы материально-технической доступности к особым путем осуществляется образовательным потребностям обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учебные аудитории, оборудованы предназначенные компьютерной техникой, электронной доской, мультимедийной для лиц с нарушением слуха, аудиотехникой, видеотехникой, системой. Для слабовидящих обучающихся в учебных аудиториях предусмотрен просмотр удаленных объектов при помоши видеоувеличителей для ‘удаленного просмотра. Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата обеспечена возможность беспрепятственного доступа в учебные помещения, — столовую, туалет и другие помещения Колледжа, а также их пребывания в ‘указанных помещениях (пандусы, поручни, расширенные дверные проемы). Форма обучающихся по устанавливается с индивидуальных инвалидов и учебной проведения лиц с и производственной адаптированной образовательной особенностей учетом возможностей для программе психофизического состояния и практики развития, обучающихся здоровья ограниченными возможностями здоровья. При определении мест прохождения практики для данной категории обучающихся учитываются рекомендации, данные содержащейся в по индивидуальной программе относительно рекомендованных условий Формы и методы обучающихся по медико-социальной результатам и видов реабилитации инвалида, труда. контроля и оценки результатов адаптированной экспертизы, обучения образовательной для программе устанавливаются с учетом ограничения здоровья обучающихся. Целью текущего является контроля затруднений и отставания обучающегося с ограниченными здоровья и внесение коррективов в учебную деятельность. Форма промежуточной аттестации выявление своевременное возможностями устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При проведении промежуточной подготовку к для подготовки здоровья. аттестации обучающемуся ответу, увеличенное не более к чем предоставляется в время на три раза от установленного ответу обучающимся, не имеющим ограничений в состоянии Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно государственной создание специальных условий при прохождении итоговой аттестации. Выпускники не позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации подают письменное заявление о необходимости создания ® — для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации. В специальные условия входят: предоставление отдельной аудитории, увеличение времени для подготовки ответа, присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь, формы предоставления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, письменно на языке (сурдопереводчика, Брайля, с использованием тифлосурдопереводчика), услуг использование ассистента специальных технических средств, предоставление перерыва для приема пищи, лекарств и др. Процедура выпускников - защиты квалификационной выпускной работы для инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусматривает предоставление необходимых технических средств. и при необходимости оказание обеспечение методическое реализации технической помощи. обеспечивает обучающихся адаптированной Информационное и образовательной программы. возможность Доступ к информационным и библиографическим ресурсам, представлен в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся инвалиды ограниченными возможностями здоровья обеспечены и лица с доступом к сети Интернет. Реализацию адаптированной образовательной программы обеспечивают педагогические работники, ознакомленные с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями. При получении СПО обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и пособия, а также услуги сурдопереводчиков. — С особых учетом возможностями потребностей, здоровья Колледжем учебных, лекционных материалов в обучающихся с ограниченными обеспечивается предоставление электронном виде. При реализации адаптированной образовательной программы важным социальной фактором адаптации является индивидуальная поддержка обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — образовательного сопровождение). процесса, Сопровождение привязано к структуре определяется его целями, содержанием и методами, имеет предупреждающий актуально, когда у обучающихся инвалидов построением, характер и особенно и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья возникают проблемы учебного, адаптационного, коммуникативного характера, препятствующие своевременному формированию необходимых компетенций. Сопровождение должно носить непрерывный - и комплексный характер: организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в ‘условиях инклюзивного обучения; - психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося и адекватность - решение становления его компетенций; профилактически-оздоровительное задач, направленных адаптационных возможностей возможностями здоровья, на сопровождение повышение инвалидов гармонизацию и их предусматривает психических лиц с ресурсов и ограниченными психического состояния, профилактику обострений основного заболевания, а также на нормализацию фонового состояния, включая нормализацию иммунного статуса, непосредственно снижает риск обострения основного заболевания; что социальное - сопровождение широкий решает спектр вопросов социального характера, от которых зависит успешная учеба инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации. Это содействие в решении бытовых проблем проживания транспортных помощи, социальные вопросов, вопросы выделение выплаты, обеспечения, стипендиального в общежитии, материальной назначение именных и целевых стипендий различного уровня, организация досуга, летнего отдыха обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями: здоровья и вовлечение их в студенческое тд. и движения волонтерского Дия осуществления социального индивидуализированного самоуправление, организация личностного, обучающихся сопровождения инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной волонтерское только движение способствует общекультурного гражданскую, внедрена такая форма сопровождения, организации среди студенчества. остальных у профессиональную правовую и Волонтерское движение не инвалидов, но и влияет на развитие социализации уровня как обучающихся, позицию формирует готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные 5. Порядок проведения ограниченными Для здоровья ГИА и культурные различия. для проводится психофизического развития, из числа лиц с возможностями здоровья выпускников из числа лиц с ГИА выпускников в ограниченными Колледже индивидуальных с возможностями учетом возможностей особенностей и состояния здоровья таких выпускников (далее - индивидуальные особенности). При проведении ГИА обеспечивается соблюдение следующих общих требований: - проведение ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении ГИА; - присутствие в аудитории необходимую техническую ассистента, помощь с оказывающего учетом их выпускникам индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами ГЭК); пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении ГИА учетом их индивидуальных особенностей; - - обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов). Выпускники не позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации, подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении итоговой аттестации. государственной В соответствии с полученным заявлением Колледж должен подготовить все необходимые условия и техническое обеспечение для выпускников с конкретными ограниченными возможностями здоровья.